Игротека для класса «Школьный старт»
Переход в первый класс** — непростое время: ребёнок меняет роль «дошкольника» на «ученика», сталкивается с кризисом 7 лет, у него перестраиваются эмоции и мышление. В этот период дети быстрее устают, острее реагируют на замечания, могут спорить, бояться ошибок и только учатся управлять своим поведением и эмоциями.
Чтобы адаптация прошла мягко, детям нужно пространство, где можно двигаться, играть, пробовать, ошибаться и получать поддержку.
Программа разработана для того, чтобы поддержать первоклассников в период адаптации. Включает активные игры на саморегуляцию, нейроупражнения и творческие задания — они помогают первоклассникам легче войти в школьный ритм, понять новые правила и почувствовать себя увереннее.
**Игротека разработана для 1-х классов, но не имеет жестких возрастных ограничений. Если в классе есть трудности с поведением, отдельные инклюзивные дети или сложные моменты с адаптацией, эта программа особенно рекомендована. Приоритетный возраст: 1–3 класс, что делает её универсальным и эффективным инструментом поддержки адаптации и социализации детей.
Что это за формат
Игротека — это серия игровых станций, которые дети проходят небольшими командами под присмотром ведущих.
В игровой форме дети:
- двигаются,
- пробуют новое,
- учатся следовать правилам,
- взаимодействуют друг с другом,
- получают положительный опыт «я справляюсь».
Играя, ребёнок постепенно понимает новые роли и социальные правила, которые появляются в первом классе, привыкает к новым задачам и взаимодействию в коллективе. Он учится следовать за другими, удерживать внимание и терпеливо ждать своей очереди, но делает это через игру, а не как обязательную нагрузку.
В результате дети становятся более дисциплинированными, уверенными в себе и своих ролях, легче входят в школьный ритм и воспринимают новые требования как увлекательное и безопасное пространство для практики.
Во что играем?
1. Активные игры на саморегуляцию
Эти игры помогают детям легко и в игровой форме учиться дисциплине и самоконтролю. Дети двигаются, повторяют движения ведущего или сверстников, останавливаются по сигналу, «замирают» в позах — и при этом учатся регулировать свои действия и эмоции.
Пример — игра «Светофор».
У ведущего три кружка: зелёный, жёлтый и красный. Ведущий поочерёдно показывает карточки.
- Зелёный — бег, прыжки, активное движение;
- Жёлтый — медленное движение, ходьба на цыпочках;
- Красный — полная остановка, «замри как статуя».
Цель: учимся регулировать скорость и силу движений, развиваем концентрацию внимания и умение быстро переключаться.
2. Мини‑тренинг по нейроиграм
Нейроигры задействуют мозг ребёнка, развивают концентрацию внимания, память, речь и работоспособность, а также обучают самоконтролю. Они укрепляют двуручную координацию, графические и моторные навыки, развивают пространственное мышление и зрительный анализатор.
Играя, ребёнок получает удовольствие и одновременно тренирует ключевые навыки, необходимые для успешного обучения в школе.
Тренинг начинается с пальчиковых нейроигр — для стимуляции работы мозга, развития координации и подготовки к дальнейшей деятельности.
Далее дети работают с природными материалами: выкладывают геометрические фигуры из камешков и жёлудей, что помогает развивать внимание, усидчивость и пространственное мышление.
3. Мини‑тренинг с арт‑терапией «Моя роль в школе»
Этот тренинг помогает детям осознать себя в роли ученика, понять свои желания и цели, а также сформировать более взрослое отношение к учебе.
Под руководством психолога дети выполняют творческое упражнение: они рисуют, кем хотят стать в будущем, а затем дорисовывают, какие школьные предметы и уроки помогут реализовать эту мечту.
Такой подход поможет ребёнку в игровой и безопасной форме увидеть связь между обучением в школе и своими будущими планами, формируя понимание, зачем нужны знания и навыки.
Что получает ребёнок после тренинга:
- серьёзное и осознанное отношение к школе и учебным предметам;
- понимание своих обязанностей и роли ученика;
- уверенность в собственных силах;
- осознание собственных желаний и целей;
- понимание, зачем учиться и как учеба помогает воплощать мечты.
Тренинг объединяет творческую активность, психологическое сопровождение и практическое осмысление учебного процесса, делая его интересным, безопасным и полезным для детей.
4. Настольная игра «Тик-Так Бумм»
Это динамичная игра на ассоциации, где детям нужно быстро придумывать слова на заданную тему. В процессе игры они тренируют внимание, воображение и самоконтроль: повторяться нельзя, а время ограничено, поэтому ребёнок учится быстро находить правильные решения.
Игра положительно влияет на словарный запас, что напрямую поддерживает развитие навыка чтения и устной речи. Одновременно дети учатся работать в команде, уважать очередь и слушать других, а игровой формат делает процесс лёгким и увлекательным.
Что получают дети и родители
Для детей
- мягкое и безопасное вхождение в школьную жизнь;
- снижение тревожности и страха ошибок;
- опыт соблюдения правил без давления и оценивания;
- развитие саморегуляции, внимания и уверенности в себе;
- положительный эмоциональный опыт взаимодействия со школой.
Для родителей
- понимание, как ребёнок проявляет себя в период школьной адаптации;
- возможность задать вопросы психологу и получить профессиональный комментарий;
- рекомендации по поддержке ребёнка в адаптационный период;
- более спокойное и осознанное отношение к временным трудностям поведения и обучения.
Обратная связь от психолога
На станции арт-терапии с детьми работает психолог, поэтому у родителей и педагогов есть возможность получить краткую обратную связь по интересующим вопросам.
Важно учитывать, что психолог работает только на одной станции — арт-терапии (рисунки). Это означает, что наблюдение носит ограниченный характер:
- психолог видит ребёнка только в рамках одного задания;
- не проводится комплексная диагностика или оценка общего уровня развития;
- выводы делаются исключительно на основе поведения ребёнка и его работы на арт-станции.
Чтобы психолог смог учесть запрос именно вашего класса и дать максимально полезный комментарий, перед мероприятием необходимо отправить менеджеру ответы на короткие вопросы:
- какой результат вы хотите получить от мероприятия;
- с какой трудностью сейчас сталкивается класс или дети;
- как вы хотели бы, чтобы эта ситуация изменилась;
- что вы уже пробовали и что из этого помогало или не помогало.
Если вопросы не заполнены, психолог не сможет дать адресную обратную связь, так как работает строго в рамках наблюдения за детьми на арт-станции и не располагает дополнительной информацией о запросе класса.
Примеры вопросов, которые вы можете обозначить:
- особенности отношений в классе;
- трудности взаимодействия между детьми;
- общую атмосферу в коллективе;
- отдельных детей, поведение которых вызывает вопросы.
Эта информация поможет психологу обратить внимание на обозначенные моменты, однако важно учитывать, что у специалиста нет возможности провести анализ каждого ребёнка в целом. Психолог опирается только на те проявления, которые возникают непосредственно в ходе работы его станции.
Как играем
Дети делятся на четыре команды. Каждая команда поочерёдно проходит станции с заданиями и находится под постоянным присмотром ведущих.
Станции представляют собой отдельные игровые и развивающие блоки, на которых дети выполняют задания в безопасной и поддерживающей обстановке.
⏱ Продолжительность: 90 минут
✔ Возраст: 1-3 класс
✔ Количество участников: 15-30
✔Стоимость: от 600 руб./участник. Зависит от количества участников.
✔ Ведут: 4 ведущих
✔ Формат: в классе или на другой площадке (школа, библиотека, детский центр, музей)
✔ География: Екатеринбург, Арамиль, Березовский, Сысерть, Верхняя Пышма и др. города спутники. Дополнительно оплачиваются транспортные расходы, если мы играем за чертой города
Для игры нужны столы и стулья. Чаще всего играем в классе, если есть возможность, то класс + коридор.
Обратите внимание
Мероприятие проводится в формате игровой программы. Устойчивый эффект в полном объёме достигается при прохождении полноценного тренинга или серии занятий на схожую тему. Навык важно не только осознать, но и отработать и закрепить.
Тем не менее, данное упражнение даёт ребёнку первый опыт рефлексии своей роли ученика и понимания связи между учебой и личными целями.
